Неделя, о которой пойдёт речь, выдалась перенасыщенной книжными событиями. Мир любителей и завсегдатаев бурлил всякими книжными политехами, вэвэцэхами и прочими площадками, наспех оборудованными для выказывания издательских сокровищ.

Толпища взыскующего чтива народа, скопища разноформатно-разношёрстных книжищ, полчища голодных до клиентов книгопродавцев…

А между тем, в скромном закоулке Дома литераторов свершилось событие, которое в своём глубинном, конспирологическом аспекте, затмит все остальные «бук-эвенты».

В зале – сплошь признанные мастера культуры (в том числе – печатного и непечатного слова). В самом начале вечера на задних рядах были замечены две «непишущие» старушки… но вскоре и они куда-то делись. Остались лишь коллеги по Литературному Цеху, да собратья по мистическому таланту. Официальное название действа: «Метафизический дуэт». Но афиша не вывешена. Потому как – герметизм и высокохудожественная проблематика! Представляемые на вечере персоны – особенно в представлениях и не нуждаются. Один – самый заслуженный, долго поживший и много изведавший, Отец-основатель метафизического реализма, вечно юный в душе и в духе, Юра Мамлеев.

Второй – ещё более чего испытавший и претерпевший, культовый дизель культурологического и политического процессов, Сын-продолжатель Тайной Литературной традиции, Сергей Александрович Шаргунов.

Двуликий Янус русской метафизики, «стар и млад» отечественной мистики, «икона художественного стиля и хоругвь литературной формы», да к тому же – лауреаты многих премий различного литдостоинства.

Один – запланировал отметить этой зимой скромное восьмидесятилетие, второй – пышно разменял недавно пост-юношеский «тридцатник». Тот, что чуть постарше – прочно укоренён в качестве Писателя с большой буквы и с мировым именем…

Тот, что помоложе – по всеобщему убеждению: имеет более высокие перспективы личного генезиса. В двух словах и не скажешь… Ведь господин Шаргунов стремительно ворвался в большую литературу ещё в совсем нежном возрасте. Сначала – кецалькоатлем подросткового когнитивного диссонанса. Ныне, по прошествии почти целого десятка лет, он уже прочно обосновался в культурном пространстве зрело-умудрённым мемуаристом, красочно живописующим свой богатый на «труды и дни» жизненный путь. А судя по обильному мельканию на телевидении и в СМИ – лет так ещё через десять, он неумолимо будет выбран президентом страны. Возможно даже – и России.

Соответственно, на вечере торжественно представлялись два новых издания. Первое – шаргуновская «Книга без фотографий» (кои успешно замещают изящные словесные конструкции). Второе – мамлеевский роман «После конца» (наполненный гиперконцептуальными метафизическими построениями). Последний – был только-только принесён из типографии. Потому и почти никто из присутствующих его не успел даже толком пролистать…

Вечер открыл Председатель метафизического Клуба, прозаик Сергей Сибирцев. Причём, почему-то на скорбной ноте: здесь, мол, в Малом зале проходят гражданские панихиды с усопшими и усохшими тружениками пера и кинжала. И довёл сию многозначимую мысль до логического конца: обвёл присутствующих холодным мезозойным взглядом и добавил: «Вот так бывает – выступает кто-нибудь здесь, потом его некоторое время не видишь… Глядь, а уже и мартиролог вывешен…».

После столь задушевно-трагической завязки – желающих развязывать дальнейший сюжет презентации, приближаясь к «заговорённому» микрофону, как-то особо не нашлось.

Потому и первый спич был от «самого безоглядного»: мэтра Ея Величества Метафизики и сопредельных областей, Юрия Мамлеева.

Живой классик уже давно может не опасаться различных суеверий – ведь он сам является их зримой квинтэссенцией: в своих запредельных произведениях давно и успешно воплощает весь спектр мыслимых и немыслимых мистических коллизий.

Глава школы российских метафизиков был немногословен, но категоричен. «Всем – кранты!» – если перефразировать, то именно это и было заявлено в качестве лейтмотива нового романа «После конца». Хотя использовались и более витиеватые словесные конструкции. Например: «глобальная антропологическая катастрофа в духе классического традиционализма…». Особенно жутко, но интригующе, звучали слова о «зародышах скорого апокалипсиса», активно проявляющихся уже сейчас.

Может я и не совсем разобрался, но, пожалуй, именно как живую иллюстрацию данных проявлений мэтр пригласил к докладу Нателлу Сперанскую. Нателла – концептуальный видеорежиссёр и авангардный исследователь отдельных феноменов субкультуры. Как и подобает официально признанной гламурной демонессе российского культурного бомонда, буквально ошарашила присутствующих своей изысканно-инфернальной философичностью.

Выступающая загадочно искрила глазницами и, обременённая позитивными эсхатологическими откровениями, жизнерадостно восклицала: «Давайте не будем о грустном, а лучше поговорим о Конце мира!».

Рассуждения о вожделённом Конце – вышли многоходовыми и продолжительными. Андеграундная сивилла, как и водится, вещала значимо, весомо и непонятно. Привела трактовку возникновения падших ангелов, причём с непоколебимой уверенностью очевидца. Мол, «ангелы пали не от невинных плотских утех с земными барышнями, а токмо исключительно из-за обуявшей гордецов похоти властвования».

Изящный моноспектакль Сперанской (с театральным заламыванием рук и активным генерированием замогильных откровений) был по достоинству оценён гостями вечера. Публика ещё бы долго восторгалась и биссировала… если б только смогла вовремя выйти из запредельно-туманных пространств, куда её точным нокаутом надолго отправила Нателла.

Данное выступление было продолжено спонтанно возникшей томительной паузой, наполненной возвышенным смыслом. После волнующей речи лучезарной адептки Сперанской – никто не хотел выползать на непрезентабельный микрофонный эшафот.

Заминку развеял Валерий Инюшин – видный культуровед и и «продвинутый» духовед заоблачных эмпиреев. Маэстро Скрытых Смыслов по-доброму, по-отечески, поучил почтенную публику уму-разуму. Заодно и дал исчерпывающий анализ мировой литературы: со времён наскальных значков австралопитеков до рубежа грядущего четвёртого тысячелетия. Хотя, знающие люди перешёптывались, что, «Валера сегодня – не в ударе». Впрочем, о причинах своего метафизического недомогания косвенно признался и сам оратор: мол, «всего час назад закончил читать новый роман Мамлеева…» (Вероятно, именно поэтому Валерий Владимирович всё время испуганно глядел куда-то поверх голов… и затем – назвал более молодого участника представляемого метафизического дуэта «Вячеславом Шаргуновым»).

Что до громких эпитетов в сторону новой мамлеевской книги, то приведём лишь самые нейтральные, не раздражающие слух своей избыточностью: «Крайне удачная попытка синтеза философского анализа, духовидчества и провидчества… Молитва, гимн русскому языку, где художественные изыски русского слова превращаются в определённую магию…».

После столь высоковосторженного накала, следующему докладчику, не по годам именитому и заслуженному Сергею Александровичу Шаргунову, было как-то даже и неловко выступать. Вслед за глобальной, всесокрушающей эсхатологией Мамлеева – любая тема покажется проходящей и «недотягивающей до…» А тем более, когда это всего лишь «…некая цепочка историй… попытки рассказать о себе, но больше – о поколении… определённая мемуаристика, повествующая о бунте, поражениях, различных поездках и обретении паролей…» Именно так и представил свой новый опус писатель и политик Шаргунов. Экзистенциальные самопокапывания страстного юного сердца – на фоне многомудрых эсхатологических правозвестий смотрелись, увы, не в самом выгодном свете. Возможно поэтому, быстро подытожив локальную сверхзадачу своей «Книги без фотографий», как «нечто искреннее, без примеси вранья» – молодая литературная звезда присоединилась к публичному разбору нового романа своего старшего товарища – Юрия Мамлеева. Видимо, ничего не оставалось, как повиноваться сложившейся тенденции на восторгание ещё никем (кроме Инюшина) нечитанного романа. Потому-то, Сергей Александрович от души, с проявляемым вовне ликованием, стал густо нахваливать мамлеевский гений. Не стеснялся при дамах ставить смелые нелицеприятные диагнозы современной литературной действительности: «Радиация Мамлеева охватывает большое число его эпигонов и успешных подражателей. Здесь и Владимир Сорокин и Михаил Елизаров…». Щедро делился своими высокопрофессиональными заключениями прославленного литературного критика: «Мамлеев – абсолютно экзистенциальный писатель, русский Сартр. Подлинное осмысление мамлеевских строк происходит на уровне звукового чутья…».

Затейливо-нестандартными были выступления Петра Калитина («Мамлеев – вне времени, он великий воин Высших Реалий – и нещадно бьёт на уровне глубинных смыслов в нынешнюю оскатинившуюся действительность») и Данилы Давыдова («Мамлеев – один из немногих подлинных литературных классиков, создатель преображённого русского слова»).

Но воистину «гвоздём программы» стала программная речь убеждённого гиганта современной русской литературы – Александра Проханова. Бесстрашный журналист-международник и социально-активный публицист «во время оно», ныне – он удивляет своих соратников и последователей глубиной мистического погружения и проникновения в запредельные высоты и низины. Все последние его произведения настолько многослойны и многогранны, что злые языки даже стали обвинять его в «красном масонстве» и других иррациональных пристрастиях.

В этот раз Александр Андреевич постарался сделать из своего выступления нечто более понятное для искушённых (в боях с «незримым») метафизиков. Где-то даже ему это и удалось: «Мамлеев скачет по Безднам, выныривает из одной Преисподней – и тут же ныряет в другую. Шаргунов же – весь находится в восторженном поиске. В этом мире он – как весёлый и могучий кузнечик: прыгает туда-сюда… тасует мировую колоду и ищет там королей и дам… И когда мы, старшее поколение, будем лежать, улыбаясь, в этом зале в гробах – его будет ждать блистательное литературное будущее!».

Хотя, под конец известный писатель и публицист сделал довольно неожиданное признание: «Если Мамлеев – мой ученик, то Шаргунов – мой учитель!» (Любителям анализа современной литературной ситуации и поборникам коньюктурного держания «носа по ветру» – данное обстоятельство настоятельно рекомендую взять на заметку!)

Из «отметившихся» на презентации можно отметить изобилие признанных литературных гигантов. Для конспирологов, увлекающихся статистическим учётом, кратко обозначу некоторых: Михаил Попов, Игорь Панин, Андрей Фефелов, Андрей Бычков, Дмитрий Дарин, Лидия Скрябина, Юрий Рябинин, Михаил Красавин, Сергей Строкань, Макс Потёмкин и прочие, и прочие, и прочие… Большинство – выступали, часть – подавали реплики с места, остальные – одобрительно кивали.

Жаль, что большинство выступающих забывали про собственно «метафизический дуэт», акцентируясь лишь на новой книге Юрия Мамлеева. Хотя, уже под самый конец Высокого собрания, видно вспомнив тему, заявленную на вечер – сделали пару экивоков и в сторону С.А. Шаргунова, который на мамлеевских здравицах, словословиях и величаниях – скромно скучал насупившись, как без гроша в кармане потерявшийся в Диснейлэнде ребёнок.

Экивоки получились довольно содержательными, так что и Сергей Александрович сполна получил свою долю комплиментарного пирога. …А уже после окончания вечера, самая прогрессивная часть из присутствующих (то бишь: наиболее «укоренённые в мистической теме») – с многозначительным выражением лица провозглашали тезис, что произошла «апокалипсическая закладка», «астрал загрузили сверхзадачей», и теперь всё, мол, «пойдёт совсем не так».
Что ж, подождём…

…Метафизически вымотанные, но довольные гости удовлетворённо разбредались с удавшейся на философские эманации презентации… А засланная резедентура в этот момент уныло отправляла за рубеж дежурные донесения: «В загадочной России – всё по-старому. Чиновники – по обычаю, воруют; метафизики – как всегда, «чудят»; народ – традиционно безмолвствует… И все – по своему счастливы!».