(80-е, начало 90-х). Что мы тогда имели? 3-4 телеканала транслирующих массу новостей, какие-то передачи и время от времени кинофильмы и мультики.
Телевизионная реклама и наши дети
Практически никакой зарубежной продукции по ТВ не транслировалось (польские мультики про Крота, а также Лелика и Болека не в счет), а о телевизионной рекламе никто тогда даже и не подозревал. Хотя стоп, коммерческая реклама все же иногда прорывалась на наши голубые экраны. Уверен, многие помнят те праздники для советского телезрителя, которые назывались «Неделя английского кино», «Неделя американского кино», «Неделя французского кино»? Именно в такие «Недели зарубежного кино» и можно было увидеть западную диковинку в виде рекламы. Один ролик про ангела и черта, разделивших на двоих один шоколадный батончик, я помню до сих пор. Очень нравился мне этот ролик, и очень хотелось попробовать рекламируемую шоколадку. Тем не менее, «буржуйской» телепродукции выделялась всего неделя советского эфира и реклама не успевала впиться своими цепкими ручонками в неокрепший мозг подрастающего поколения, к которому я тогда относился.
А что же нынче? нынче у нас раздолье! Десятки каналов, сотни фильмов и мультфильмов, развлекайся сколько влезет. Все бы хорошо, но вездесущая телевизионная реклама превратилась из забавных роликов в просто какое-то проклятие. немного того, что интересные передачи и фильмы прерываются через каждые 15-20 минут рекламой, так эти рекламные блоки вдобавок и длятся по 10 минут, а то и больше. Более того, масса рекламы рассчитана именно на детей и в этом я убедился на собственном опыте.
Как-то посетив со своим 5-летним сыном супермаркет, и привычно подойдя к витрине с соками, мимо которой кроха никогда не проходил, не выбрав себе что-нибудь, я был удивлен тем, что он отказался от сока, а потянул меня к иной витрине под завязку забитой всевозможными сухими завтраками. Оказалось мое дитя возжелало хрустящих колечек в красивой картонной упаковке. стоимость у них была, мягко говоря, нездоровая (за те же деньги можно приобрести 3- 4 пачки безошибочно таких же колечек, но от других производителей) и я предложил ребенку выбрать альтернативу, а вдобавок лучше вообще сменить сухие завтраки на что-то более полезное . Но кроха упирался, требуя именно эти колечки. В ходе расследования выяснилось, что, оказывается, в некоторых пачках с сухими завтраками от этой фирмы кушать игрушечный компас, достоинства которого были ярко расписаны именно в телевизионной рекламе. Вот такая хитрая политика у производителей – потрошить кошельки потребителя через подрастающее поколение, а отказать любимому ребенку ой как не просто.
Есть ведь масса продукции не худшего, а то и лучшего качества, чем разрекламированные бренды и при этом стоит она гораздо дешевле, но попробуй малышу что-то доказать. На рынке и в магазинах я частенько вижу, как родители попадают в ситуацию подобную описанной выше. Они предлагают своему сыну или дочке альтернативу, потому что не желают заплатить из своих кошельков за красочную ТВ-рекламу (все ведь помнят, что расходы производителя на рекламу учтены в конечной стоимости товара?), но дитя недовольно морщит лицо и все равно требует, допустим, Lego с пиратами, потому что вот уже неделю как на голубом экране крутится реклама этого конструктора. А то, что иной конструктор и лучше и дешевле, его не интересует.
Со своим ребенком я договорился (мы нашли ему аналогичный игрушечный компас порознь, а сэкономленные деньги я положил малышу в копилку, что стало для него хорошим уроком), а себе дал зарок максимально ограничить сыну доступ к телеэфиру. Благо кушать бытовой DVD-плеер и масса всевозможных мультфильмов, сказок и прочего забавного контента.