Для цивилизованного мира образование и культура являются наиболее важными и весомыми общечеловеческими ценностями. Большие возможности для культурного развития и повышения образовательного уровня открывает информационное пространство Интернет. С одной стороны Интернет является источником образовательной информации, с другой стороны выступает средством её поиска, представления и обработки. Это создаёт условия для развития инновационных методов обучения, для развития личности обучаемых, их творческой самореализации и активности.
Использование образовательных сайтов оказывает заметное влияние на современное российское образование. Образовательные сайты стали перспективным средством информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, особенна их роль в едином информационном образовательном пространстве (ЕИОП).
Можно дать следующее определение образовательному сайту: "Образовательный веб-сайт (ОВС) – это совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, обеспечивающих собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединённых по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся или констатацией достижения образовательных уровней".
Приведём примеры возможной аттестации или констатации достижения образовательных уровней. Например, принимая участие в телекоммуникационных олимпиадах с использованием средств Интернет, победители получают дипломы. Или, пройдя дистанционный курс, обучившиеся получают сертификаты о его прохождении. Условие аттестации может быть необязательным, если речь идёт о сайте образовательного портала или о сайте школы.
Чтобы понять какое влияние оказывают образовательные сайты на российское образование и культуру, нужно рассмотреть роль и место образовательных сайтов в ЕИОП России. Схематически это показано на схеме.
Как влияют образовательные сайты на российское образование и культуру?
Цели образования формируются на основе социального заказа общества. Государство определяет уровень достижения человеком образованности, каким должен стать человек после окончания того или иного учебного заведения, какими знаниями, умениями, навыками он должен обладать, какие качества должны быть ему присущи. Причём, включая не только профессионализм, общую культуру, грамотность, эрудицию, трудолюбие, но и принципы социальных и экономических отношений в обществе.
В настоящий момент в Росси идёт интенсивное развитие информационного общества. Социальный заказ такого общества – это интеллектуальный и нравственный человек, способный ориентироваться в потоке информации и умеющий использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Совершенно очевидно, что основная цель образования в ЕИОП - это развитие интеллекта, нравственности и культуры человека путём вовлечения его в самостоятельную целенаправленную деятельность в различных областях знания на основе использования ИКТ. И чем больше людей будет соответствовать социальному заказу, тем больше будет происходить развитие самого ЕИОП.
Анализ проблем образования в ЕИОП предусматривает уточнение, обновление, замену и введение нового в содержание, структуру, методы, технологию, программы и другие аспекты ЕИОП, определяющие систему образования информационного общества.
ИКТ включают в себя образовательные веб-сайты. Без глубоких комплексных исследований ОВС, без изучения психологии их восприятия пользователями, без изучения их педагогической направленности и возможностей в образовании нельзя говорить об эффективном использовании образовательных веб-сайтов в той или иной проблемной области. Применение образовательных сайтов как средства обучения в ЕИОП к настоящему времени имеет и негативный и позитивный опыт. Эта сфера использования ОВС весьма специфична. Она предусматривает как педагогические, так психологические аспекты в своих технологиях. Выявление недостатков, которые возникают при создании и использовании ОВС в учебном процессе, их тщательный, обоснованный анализ позволит совершенствовать образование на основе применения ИКТ.
Как влияют образовательные сайты на российское образование и культуру?Особое место при разработке ОВС занимают вопросы взаимодействия разработчиков и пользователей. Это имеет важное значение в образовании. ОВС, как вид информационных систем, разрабатываемый в отрыве от потенциального пользователя, не достигает желаемого эффекта. Когда же в разработке ОВС принимают участие пользователи, например учителя с учащимися, то совместно используется творческий потенциал и опыт, накопленные как в предметной области, так и в области новых технологий, что обогащает в научно-техническом плане обе стороны. Поэтому важно к разработке ОВС, отдельных его элементов привлекать пользователя. ОВС должен быть открытым для их творческой интерпретации, конкретной реализации и развития самими пользователями. Это позволит исключить авторитарность и администрирование в учебно-воспитательном процессе.
При разработке образовательного веб-сайта намечаются педагогические цели и задачи его создания и в соответствии с ними проектируются способы его использования в учебном процессе. Важно знать, какие технологии понадобятся для эксплуатации. Это поможет в модернизации и развитии ОВС.
Укажем, с точки зрения педагогики, две немаловажные причины создания низкокачественных образовательных сайтов: при разработке образовательных сайтов забывают о дидактических принципах обучения; полностью переносят традиционные формы и методы обучения в новые технологии обучения, основанные на использовании ИКТ. Массовая разработка ОВС как компоненты ЕИОП требует формулировки общих и педагогических требований к разрабатываемым ОВС.
Качество образовательных веб-сайтов существенным образом влияет на развитие ЕИОП, а, следовательно, и на качество получаемого в ЕИОП образования. А это в свою очередь оказывает непосредственное влияние и на уровень культуры социума.
Поэтому проведение оценки качества ОВС при организации их использования облегчит исследование закономерностей в развитии и использовании ОВС, облегчит проведение анализа результатов их использования в учебном процессе.
Качественные образовательные сайты и их использование при обучении открывают огромные возможности и разнообразные направления для самостоятельной деятельности и саморазвития в едином информационном образовательном пространстве.
Задача использования ОВС при обучении в ЕИОП уже в своей постановке содержит и педагогические, и технологические моменты, которые невозможно решить без учёта быстроменяющейся структуры деятельности в ЕИОП, без технологии прогнозирования этих изменений.
Выявленные роль и место образовательных сайтов в ЕИОП позволяет определить их влияние на российское образование и культуру. Это влияние проявляется в том, что грамотная и профессиональная организация использования качественных ОВС в процессе обучения в ЕИОП с возможностью вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, во многом способствует достижению цели образования, а именно, подготовить выпускника, способного:
- адаптироваться к жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать знания и применять их для решения задач;
- самостоятельно и критически мыслить, обнаруживать проблемы и рационально их решать, используя современные технологии;
- видеть области и возможные варианты применения приобретаемых знаний;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- перерабатывать информацию: собирать её, анализировать, делать умозаключения, сопоставлять варианты решения;
- выявлять закономерности, аргументировать выводы, применяя их для обнаружения и решения новых проблем;
- вести себя коммуникабельно и уметь работать в любом социальном коллективе, предотвращая или грамотно решая конфликтные ситуации;
- самостоятельно развивать свои нравственность, интеллектуальность, культуру.