Сегодня не для кого не секрет, что вся система российского музыкального образования находится в кризисе. Для России, имеющей многовековые музыкальные традиции, это большая проблема. Проблема музыкального образования в России начала возникать с девяностых годов прошлого века. Проблему заметили, о ней стали говорить и пытаться решать. Но проще оказалось найти виноватого. Вернее, назначить его. Виноватыми оказались преподаватели детских музыкальных школ, от которых, на самом деле, не зависело практически ничего. Они старались, но работать год от года становилось всё труднее. Так кто же (или что же?) виноват в проблемах современного музыкального образования в России? Чем обусловлены эти проблемы и можно ли их решить?
При написании этой статьи мы обратились к материалам Виктора Корочкина, который преподаёт в детской музыкальной школе с 1981 года и знаком с проблемами в музыкальном образовании и музыкальном воспитании не понаслышке, так как невольно является зрителем происходящих изменений.
По словам Виктора, причин создавшейся ситуации очень много. Все они переплетаются и каждая как бы создаёт почву для развития следующей. При этом, отмечается, что важную роль в создавшейся ситуации играет психологический аспект.
Глобальной причин современных проблем российского музыкального образования является научно-технический прогресс. Прогресс ускоряется так быстро, что становятся очевидными негативные процессы, являющиеся следствием прогресса. Однако, люди пытаются использовать блага, даруемые прогрессом, и как-то ужиться с его негативными моментами. Куда это приведёт человечество?
Если взять сферу музыкального образования, то пагубное влияние прогресса налицо, но ситуация не совсем уж катастрофическая. Время идёт, всё меняется.. Людям же остаётся приспосабливаться к ситуации, которую они сами себе создали. Преподавателям музыки сложнее всего пришлось во второй половине девяностых годов прошлого века. Это было время, катастрофическое для всех сфер жизни нашего общества.
Можно сказать, что Россию захватил информационный терроризм. Извращалось сознание подрастающего поколения во всех интеллектуальных направлениях. Страну наполнил художественный суррогат во всех сферах культуры и искусства, в том числе и в музыке.
Преподаватели музыкальных школ пытались этому противостоять, но ничего поделать они не смогли. Не только подрастающим поколением, но и основной частью нашего общества с большим интересом воспринималось всё примитивное, безсодержательное и, откровенно говоря, пошлое. А всё высокохудожественное или хотя бы что-то относительно содержательное, стало невостребованным.
Ребёнок, ещё не родившись, находясь в утробе матери, начинал слушать всякий музыкальный суррогат. Этот суррогат, звучащий сегодня со всех сторон, затем сопровождал ребёнка всю его жизнь. Когда такого ребёнка приводят в музыкальную школу, его слух уже порядком испорчен. Он привык воспринимать только грубое, примитивное, шумовое и совершенно не мелодичное. Имеющиеся в ребёнке какие-то базовые природные данные. уже оказываются погашены, и раскрыть в таком ребёнке музыканта уже очень тяжело. Всё содержательное, мелодичное в его сознание просто не лезет. Он формален и поверхностен, а в искусстве эти качества не приемлемы!
Парадокс, но несмотря ни на что, сегодня за билетами в оперные театры, филармонии и концертные залы выстраиваются очереди, а набор учащихся и студентов в элитные музыкальные учебные заведения всех уровней осуществляется на конкурсной основе. Время показывает, что не вымирают виртуозы и в России всё ещё появляются молодые музыканты-исполнители. И не плохие!
"Благодаря" или "по вине" быстрого, за последнее время, совершенствования звукозаписи, становится всё меньше и меньше спрос на "живых" музыкантов, а среди подрастающего поколения, всё меньше и меньше желающих стать музыкантами.
Возьмём не много истории. Не будем затрагивать сферу высокой содержательной музыки, ту что для подготовленного слушателя, возьмём музыку лёгкую, массовую. Все мы в общем то любили и любим (в настоящее время меньше) петь. Возьмем не так давнишний период, XIX век.
Люди пели, пели под аккомпанемент. Основным не заменимым аккомпанирующим инструментом, как мы знаем в то время было фортепиано. Романсы и прочее. В начале XX века появились баян и
аккордеон, что ни говори, а при некоторых своих минусах они, как массовые, я ещё раз повторяю массовые, что бы меня поняли правильно, они оказались наиболее практичными. Значительно легче весом, (по сравнению с фортепиано: баян 7-10 кг; фортепиано около 500 кг.), транспортабельны, можно брать в поход, можно ходить и играть по улицам. В принципе так и было в середине XX века. Кто имеет представление о массовой культуре того периода. Все праздники проходили в сопровождении баяна или аккордеона (если на более высоком уровне то с духовым оркестром, но это считалось затратным).
Можно было увидеть компанию молодых людей идущих по улице, поющих песни в сопровождении баяна. В общем баянист в 30–60-е годы XX-го столетия был король почти всех увеселительных мероприятий. В музыкальные школы на этот инструмент были конкурсы. Начиная с 60-х годов баян начинает академизироваться. Для него пишут серьёзную, содержательную музыку.
Но в те же 60-е годы появляется электрическая гитара на основе той самой шестиструнной гитары которая к тому времени была, можно сказать, совершенно забыта. Появляются вокально-инструментальные ансамбли. Зарождается новый жанр массовой музыки быстро приобретающий широкую популярность, сначала среди молодёжи 60-70-х, а за тем и среди широких масс. Соответственно все захотели учиться на гитаре. Меняется картина массовой культуры. На улице в компании звучит теперь уже не баян и не аккордеон, а гитара, а на более широких мероприятиях – вокально-инструментальный ансамбль.
Следует отметить, что освоение первоначальных навыков игры, в частности достаточных для аккомпанемента простых песен на баяне несколько проще, чем на фортепиано, на гитаре же ещё проще чем на баяне. Интересный расклад, своего рода совершенство, путь к упрощению и комфорту. Фортепиано: освоение первоначальных навыков – путь не лёгкий, требующий усидчивости и терпения и сам инструмент - попробуй сдвинь с места, не говоря уже о том, чтобы взять с собой на прогулку. Баян: освоение первоначальных навыков несколько по проще и вес по легче, во всяком случае можно взять с собой, но всё же надо потаскать. Гитара: освоение первоначальных навыков ещё проще и вес не больше 2-х килограммов. Как мы помним гитара в 70-80-е звучит во всех подворотнях. Ну естественно звучит и на сцене.
К 90-м годам совершенствуется звукозапись, уже меньше можно увидеть гитариста на улице. Увеселительные мероприятия проходят под магнитофон. Ну а уже в наш XXI век, мы знаем, звукозапись такая, что живой музыкант в общем то получается и не нужен. Цифровая техника достигла такого совершенства, что запись уже звучит эффектнее оригинала. Это относится и к серьёзной музыке.
За последние 3 столетия написано столько интересных музыкальных произведений, что пожалуй вряд ли кто отважится назвать цифру. Но это ноты, а как можно раньше было услышать их звучание, естественно, пойти на концерт и там слушать исполнителя, который потратил не мало сил что бы несколько этих произведений выучить и выступить с ними. Сейчас же достаточно иметь запись этого выступления, а так же и других выступлений и можно слушать это сколько угодно. Что касается самого исполнителя, ему пожалуй не обязательна тратить силы, выучивать произведение которое уже есть в записи.
Проведём ещё анализ. XX век - век научно-технического прогресса, освободивший человека от ручного труда. Всю физическую работу выполняют роботы и прочая техника. Что несёт нам XXI век: как мы все видим - электронный интеллект, постепенно освобождающий человека от умственного труда. Само понятие электронный интеллект это и электронное искусство: музыка; поэзия; живопись и т.п.
Вернёмся теперь в нашу сферу. С точки зрения полного прагматизма. рационализма и практицизма, как это ни странно, но напрашивается такой вопрос: а есть ли смысл тратить столько сил, времени и энергии на разучивание сложного произведения, если есть уже программы способные воспроизвести это произведение с нот и точнейше сымитировать инструмент для которого это произведение написано? Как то даже страшновато, но по моему приходим к этому.
Сейчас дети в музыкальных школах не хотят заниматься так как занимались когда то их родители, бабушки и дедушки и более раннее поколение, может они как то под сознательно не видят необходимости?
Так же, как в XX веке утратилась необходимость иметь такое животное как лошадь, которая раньше необходима была всем, сейчас на смену ей пришла техника, постоянно усовершенствующаяся то фантастического уровня. То же самое и искусство, которое раньше требовало больших жертв, то есть жертв временем, силами и даже здоровьем, что бы стать музыкантом нужно потратить много времени и сил. А будучи уже сложившимся музыкантом, что бы дать сольный концерт нужно тоже потратить не мало сил и иногда даже здоровья. Уж не уходят ли и эти необходимости в прошлое? Боюсь что либо предполагать.
Система музыкального образования пока остаётся та же. В музыкальные школы дети пока ходят, правда с каждым годом всё меньше и меньше. Некоторые после музыкальной школы поступают в средние и высшие музыкальные учебные заведения, только теперь по окончанию их предпочитают заниматься каким-нибудь другим делом, а не музыкой. Их тоже можно понять.
Конечно же искать попытки как то насильно популяризировать нет ни какого смысла. Тут всё диктует время, одна эпоха сменяет другую, другая уходит в прошлое на всегда, Вообще на земле, то есть на этом свете всё имеет начало, развитие и конец как это ни странно или может быть для некоторых – как это не ужасно.
Возможно, ни какой трагедии в происходящих процессах в российском музыкальном образовании и воспитании нет. Время сделает всё как надо: кто-то останется при своих интересах, кто-то - иначе, кто-то… В общем, поживём увидим.