Большинство студентов в ВУЗе сталкивается со многими вещами впервые. В этом плане, учёба в институте или университете сильно отличается от учёбы в школе или гимназии. Так, отучившись один или два семестра, студенты попадают на практику. Собственно, и так не ясно, зачем им это и что нужно делать в период практики, но выясняется, что ВУЗ требует написать отчёт по итогам прохождения практики. А что это такое, и как его писать?
Смысл отчёта по практике явствует из самого его названия. Студент должен отчитаться о проделанной на практике работе. Но понятие смысла требуемого документа не даёт знаний по его составлению. Пока это даёт лишь одни проблемы:
1. Почему ВУЗ требует от студентов отчёт о прохождении практики?
2. Зачем нужен отчёт по практике самому студенту?
3. Как написать этот отчёт?
ВУЗ требует от студентов отчёт о прохождении практики чисто в бюрократических целях. Учебный план предусматривает, что студенты за время учёбы должны иметь возможность применить на практике полученные в ВУЗе знания. Для этого ВУЗ направляет студентов в организации, с которыми у него заключены соответствующие договора. Направлять-то он направляет, но как проконтролировать, чем студенты конкретно занимаются во время практики? Для этого-то ВУЗ и требует от студентов предоставить после окончания практики отчёт по прохождению практики и дневник прохождения практики. Также, ВУЗ требует от организации, в которой практиковался студент, отзыв на студента с места практики. К тому же, организация должна поставить на направлении от ВУЗа отметку о том, что приняла студента на практику с такого-то по такое-то число. Руководитель практики заверяет отчёт студента о прохождении практики, а непосредственный руководитель практики от организации заверяет дневник прохождения практики. На отчёте всех этих документов ВУЗ и понимает, чем занимался студент на практике. Правда, в последние лет 15-20 это всё делается "для галочки", так как ВУЗ мало интересует всё, что не относится чисто к учебному процессу. Многие ВУЗы больше озадачены сбором денег со студентов (под разными причинами), чем тому, чтобы дать им знания и научить ими пользоваться во время работы.
Самому студенту отчёт по практике нужен реально. Таким отчётом студент достигает две цели:
1. Понимает, что он усвоил за время учёбы и как это можно применить в работе.
2. Собирает информацию для написания дипломной (выпускной квалификационной) работы.
Конечно, первоначально студент трудно себе представляет, как можно применить то, что ему рассказывали в ВУЗе. Ведь теория всегда сильно отличается от практики. К тому же, теория, преподанная в ВУЗе часто отстаёт от реальной жизни лет на 5-15. А сама организация тоже редко может найти хорошее применение студенту-практиканту. Поэтому, первые дни студент тупо копирует непонятные ему документы и готовит кофе всем сотрудникам офиса.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Так и на практике в организации: студент должен сам проявить инициативу. Понимая, что лучшего случая собрать материал для будущего диплома не представится, студент должен переговорить сначала с деканом своего факультета, а потом и с руководителем организации. Обсудив с ними свою практику именно как способ собрать материал для выпускной работы, у студента сложится ясная картина: на что обращать внимание и что описывать в отчёте по практике. Это относится любой практики (ознакомительной, производственной, преддипломной).
На учебно-ознакомительной практике студент сможет собрать лишь исходные данные по теме своей будущей дипломной работы. На производственной практике он соберёт уже больше материала, и тот будет значительно качественнее и полнее. А на преддипломной же практике студент должен собрать и проанализировать максимум необходимого для написания диплома материала. Ведь часто отчёт о прохождении преддипломной практике полностью входит в состав первой и второй части дипломной работы. То есть, задача студента на практике, не только попробовать применить то, чему его учили в ВУЗе, но и собрать нужный материал для своей будущей дипломной работы. Причём, очевидно, что вторая задача для студента более важна. Так, он может вместо полноценной работы копировать документы и носить сотрудникам кофе, но собрать материал для диплома нужно обязательно! В принципе, качество дипломной работы напрямую зависит от качества прохождения студентом всех практик. А качество практик зависит от того, на сколько раньше студент определится с темой своей дипломной работы. Определившись с темой диплома, студент соберёт именно те материалы, которые потребуются ему для написания аналитической части дипломной работы и для разработки практических рекомендаций.
Пройдя практику и собрав нужные материалы, студенту предстоит написать отчёт о том, как он эту практику проходил. И хорошо, если студент сядет за написание отчёта не после того, как он вернулся с практики, а будет ежедневно записывать то, что он делал. В данном отчёте нужно привести обзор собранных материалов, указать их источники и выполнить рекомендации, указанные в задании на практику, выданным кафедрой. У всех ВУЗов свои рекомендации по написанию отчётов по практике, но они типовые. Так, структура и оформление отчетов о преддипломной практике должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 7.32-2001 – "Отчет о научно-исследовательской работе - структура и правила оформления".
Отчет по практике студента состоит из таких частей: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Часто требуют включить в отчёт глоссарий (расшифровку понятий и терминов, применяемых в отчёте).
Во введении нужно указать, в какой организации и в какой период времени проходила практика. Там же описывается задание на практику, обобщаются собранные материалы и раскрываются вопросы, которыми был озадачен студент-практикант.
В основной части даётся аналитика, наработанная студентом. Это может быть:
– описание целей и задач, стоящих перед организацией;
– описание структуры организации и того отдела (подразделения), в котором студент практиковался;
- описание видов деятельности организации (пояснение, на основании чего оно действует);
- анализ деятельности организации или структурного подразделения, в котором проходила практика студента;
– оценка эффективности деятельности организации в целом и его структурных подразделений. Описание проблем во взаимодействии между структурными подразделениями.
Если студент найдёт в организации научную литературу по деятельности данной организации, то стоит включить в отчёт по практике те положения, которые считает ценным руководство организации. Да и самому студенту ознакомление с такой литературой будет полезным, так как даст больше практического опыта применения теоретических знаний в реальной работе. Преподаватели ВУЗа обязательно оценят такие познания.
Студенту нужно ознакомиться с внутренними инструкциями организации, относящимися к деятельности на том участке работы, где студент практикуется. Некоторые такие инструкции (положения, приказы) могут стать приложениями к отчёту по практике. Следует изучить всё, чем регулируется и регламентируется работа организации.
Если в основной части получается слишком много таблиц, графиков, диаграмм, схем и тому подобного, то их лучше вынести в приложения, дав на них ссылки в соответствующих местах отчёта. Это позволит не выйти за рекомендуемый объём отчёта по практике (обычно - 30 страниц).
В заключении отчета студента с места практики нужно кратко подытожить проделанную работу, сделать общие выводы и предложения по улучшению деятельности организации, её подразделений или отдельных сотрудников. Эти предложения пишутся в виде рекомендации, в которой объясняется, почему такие предложения будут полезны в дальнейшей работе организации.
Организации отчёт студента не нужен, но руководство обязательно читает заключение, обращая внимание на то, как преподнёс студент их организацию. Обращают внимание и на рекомендации студента по совершенствованию деятельности организации. Позиция студента по этим вопросам напрямую влияет на то, какой отзыв на студента с места практики напишет руководство организации.
Хоть ранее и было отмечено, что ВУЗу данный отчёт нужен для галочки, но качественный и грамотно написанный отчёт обязательно заметят и его автору будет намного легче учиться в дальнейшем. Поэтому, студент должен собрать максимум полезного материала, ясно его осмыслить и составить отчёт в соответствии со всеми методическими рекомендациями ВУЗа. Не забудьте и о должном оформлении отчёта. Так, если ВУЗ требует отформатировать отчёт в MS Word так. чтобы размер шрифта был равен 14 пунктам, а студент сделает его 12, то даже самый грамотный отчёт по практике методист не пропустит на стадии своей проверки.